Одним из социально-экономических конституционных прав, представляющим особую значимость для нормальной жизнедеятельности каждого человека, признается право на жилище. Ценность данного права состоит не только в возможности приобретения жилого помещения и пользования им, но и в обеспечении определенного уровня условий, способствующих безопасному, а также комфортному проживанию в жилище. Предоставление коммунальных услуг позволяет реализовать право на жилище наиболее полным образом, поскольку без получения таких ресурсов нормальное проживание в помещении будет серьезно затруднено. Подобное особое значение для обеспечения надлежащего уровня жизнедеятельности людей обуславливает необходимость проведения соответствующей государственной политики, включающей качественное, эффективное нормативное регулирование в рассматриваемой области. Кроме того, такие услуги обеспечивают безопасность условий использования нежилых помещений.
Понятие, состав и значение коммунальных услуг
Коммунальные услуги можно понимать как специальную деятельность определенных субъектов по снабжению владельцев помещений коммунальными ресурсами с целью поддержания комфортных и безопасных условий пользования тем или иным помещением. Признаками данного вида услуг являются:
• общедоступность;
• социальная значимость;
• направленность на обеспечение благоприятных и безопасных условий использования помещения.
Особенность рассматриваемой категории составляет ее комплексность: потребителям предоставляется не одна разновидность услуги, а их совокупность. Коммунальные услуги, оказываемые как физическим, так и юридическим лицам, включают:
• снабжение холодной водой;
• снабжение горячей водой;
• водоотведение;
• газоснабжение;
• электроснабжение;
• отопление;
• обращение с ТБО.
Совокупность получаемых субъектом ресурсов обусловлена уровнем благоустройства здания, определяемым существованием или отсутствием в нем внутридомовых инженерных систем.
Значение работы по коммунальному снабжению пользователей помещений заключается в удовлетворении их основных потребностей, включая материально-бытовые нужды, поддержании безопасного и исправного состояния недвижимого имущества, создании комфортных условий жизнедеятельности
Порядок предоставления
Основанием снабжения владельца коммунальными ресурсами признается возмездный договор, предусматривающий условие об их оказании. Допускается заключение обозначенного соглашения письменно либо посредством осуществления субъектом конклюдентных действий. Вместе с тем наличие письменного договора не считается обязательным правилом для оказания этих услуг. Порядок и условия снабжения коммунальными ресурсами зависят от избранного способа управления многоквартирным домом и определяются соответствующим договором.
Поскольку существуют различные виды вещественных прав, для каждого такого вида установлен свой начальный момент оказания коммунальных услуг владельцу недвижимости. Так, собственнику помещения и проживающим с ним субъектам предоставляются со времени возникновения соответствующего права. При использовании недвижимости на основе договоров найма или аренды услуги оказываются со дня заключения соглашений.
Владелец снабжается ресурсами коммунального характера постоянно (непрерывно на протяжении отопительного сезона услугами по отоплению). Перерывы возможны только на протяжении времени, не превосходящего соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг продолжительность.
Для коммунального обеспечения владельцами выбирается организация, рассматриваемая в качестве исполнителя по соответствующему соглашению. На исполнителя возлагается определенный перечень обязанностей в области коммунального хозяйства, в частности оказание таких услуг в требуемом потребителем количестве и полагающегося качества, заключение контрактов с ресурсоснабжающими организациями о приобретении коммунальных ресурсов и т.д.
Услуги предоставляются в количестве, необходимом и достаточном пользователю в границах пропускной способности инженерных систем.
Рассматриваемый тип услуг подлежит государственному регулированию путем разработки государственными органами тарифов на их предоставление. Стоимость соответственно рассчитывается по таким тарифам, утвержденным ресурсоснабжающими учреждениями в нормативно определенном порядке. Услуги подлежат оплате ежемесячно на основании платежных документов, направляемых исполнителями пользователям.
Нормативы потребления
Учет количества полученных услуг владельцем помещения осуществляется с помощью особых приборов учета утвержденного типа, прошедшие проверку, которые необходимо установить собственнику. По общему правилу, сумма оплаты вычисляется на основе количества потребленных ресурсов, определяемых по показаниям учетных приборов. При отсутствии подобных приборов количество потребленного для выставления счета устанавливается путем использования нормативов потребления коммунальных услуг.
Рассматриваемую категорию следует понимать, как среднемесячную норму потребления ресурсов потребителем в ситуации неустановления учётных приборов. Нормативы утверждаются уполномоченными государственными органами по их инициативе или инициативе ресурсоснабжающих компаний, исходя из совокупности параметров дома: количество этажей, износ инженерных коммуникаций, число комнат, высота помещения, материал стен и др.
Нормативы предусматриваются отдельно по каждой разновидности и составу оказываемых услуг. Причем они должны быть едиными для зданий, характеризующихся одинаковыми параметрами и уровнем благоустройства.
Нормативы рассчитываются на основании нормативных требований к качественной характеристике услуг и действуют не менее трех лет, на протяжении которых не подлежат пересмотру. Их изменение возможно исключительно на основании таких объективных факторов, как изменение параметров, уровня благоустройства дома, условий климата, обуславливающих изменение объема потребляемых ресурсов владельцем помещения более чем на пять процентов.
Льготы по оплате услуг
Существует возможность уменьшения цены потребляемых ресурсов для некоторых социально незащищенных категорий людей путем льгот и субсидий.
Льготой считается предоставление преимущества в виде скидки по оплате определенным группам людей. При этом такая скидка не обусловлена материальной обеспеченностью субъекта, а связана только с наличием у него определенного статуса, обозначающего принадлежность к некоторой группе. Льготы бывают общефедеральные и региональные. К первой группе, например, относятся:
• герои СССР или РФ, полные кавалеры ордена Славы;
• участники ВОВ;
• ветераны боевых действий;
• ухаживающие за детьми-инвалидами семьи;
• инвалиды любой группы.
Федеральные льготники определяются соответственно федеральной властью и одинаковы во всех субъектах федерации. При этом скидка по таким льготам предоставляется исключительно в отношении одного помещения.
Состав льготников в каждом субъекте РФ устанавливается свой и зависит от его бюджетных возможностей. Причем регион при наличии средств может предусмотреть более высокую скидку на оплату ресурсов для федеральных льготников. Льготы на уровне региона могут предусматриваться, например, для следующих категорий:
• ветераны труда;
• люди пенсионного возраста;
• многодетные семьи;
• оставшиеся без родительского попечения дети;
• почетные доноры.
Для получения любой коммунальной льготы гражданину необходимо ее оформить в МФЦ, через госуслуги либо в отделе соцзащиты населения.
Размер скидки дифференцирован для различных категорий людей. Например, для героев СССР и РФ, полных кавалеров ордена Славы и членов их семей и некоторых других групп скидка составляет сто процентов. Остальным категориям компенсируется одна вторая суммы за услуги. Объем региональных скидок самостоятельно определяется каждым регионом, однако преференция многодетным семьям не может составлять менее зафиксированного государством минимума.
Субсидии представляют второй вид государственной поддержки. Они компенсируют гражданам определенную часть затраченных на оплату коммунальных ресурсов средств. Предоставление субсидий, в отличие от льгот, зависит от уровня дохода граждан.
Государство возмещает некоторые суммы по коммунальным платежам, если у человека есть гражданство РФ, Беларуси или Киргизии и постоянная регистрация, его расходы на коммунальные услуги составляют 22% и более от дохода, стандарт его жилой площади не превышает установленный, нет задолженности по оплате коммунальных услуг. Субсидии предоставляются на полгода, после чего необходимо заново оформлять право на такую компенсацию. Для ее получения требуется собрать определенный перечень документов и подать их в МФЦ, центр жилищных субсидий или оформить заявление на сайте госуслуг.
Заключение
Сфера коммунального хозяйства представляет достаточно сложную систему, поддержание надлежащего функционирования которой входит в состав обязанностей многих субъектов, в том числе государства. Учитывая высокую социальную значимость коммунальных услуг для населения с точки зрения обеспечения полноценного осуществления конституционного права на жилище, государственная политика в данной области, в особенности ее правовое регулирование, должна соответствовать потребностям граждан, учитывать большое количество факторов. Важность рассмотренного вида услуг для человека также требует от властей оказания поддержки и содействия широкому кругу людей.